Туристам на заметку
Десять советов туристам: как не стать жертвой мошенников
Рекомендации для граждан, планирующих туристические поездки
Каждый год в высокий летний сезон на рынке появляются фирмы-однодневки, которые применяют мошеннические схемы и исчезают с деньгами клиентов, так и не отправив их на отдых. Только в ассоциацию «Турпомощь» еженедельно поступают по три-пять жалоб на такие компании. Вернуть потраченные деньги можно через суд, однако проще заранее вычислить ненадежную турфирму и не приобретать у нее путевку.
Предлагаем Вашему вниманию десять советов, которые помогут уберечься от мошенников и хорошо провести отпуск.
1. Поинтересуйтесь репутацией турфирмы, в которой собираетесь покупать тур. Почитайте отзывы в интернете, расспросите знакомых. Проверенные компании работают на рынке, как минимум, несколько лет, и в целом устраивают своих клиентов.
2. Позвоните в компанию по телефону: по разговору со специалистом можно понять, насколько надежна фирма. Если менеджер не владеет информацией или отвечает уклончиво на вопросы о стоимости туров, их содержании, дороге, это плохой знак. В добросовестных фирмах работают квалифицированные специалисты, которые предоставляют исчерпывающие сведения своим клиентам.
3. Изучите терминологию, чтобы точно знать, на какую информацию обращать внимание прежде всего. Туроператор - это компания, создающая турпродукт и обеспечивающая оказание услуг туристам. Турагент - фирма, которая продает турпродукт, сформированный туроператором.
4. Проверьте наличие сведений о компании в едином федеральном реестре туроператоров, размещенном на сайте Ростуризма. Если компании в реестре нет, то она не имеет права работать на туроператорском рынке, и перед вами, скорее всего, мошенники.
Имейте в виду, что именно туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
5. Проверьте реестр турагентств. Как правило, туристы редко покупают путевки у оператора напрямую, а обращаются в турагентства. Согласно законодательству РФ, начиная со следующего года, турагенты в обязательном порядке должны будут вступать в реестр турагентств. На сайте ассоциации «Турпомощь» будет размещен список организаций, у которых есть договоры с туроператорами на право реализации туров. В этом году на базе «Турпомощи» начал формироваться добровольный реестр турагентcтв, который уже доступен на сайте организации. В него включены более 2 тыс. компаний, формирование продолжается. Если вы нашли свое агентство в этом списке - значит, можно смело покупать у него путевку.
6. Турагент может входить в состав агентской сети. Уточните эту информацию у менеджера. В этом случае работа компании правомерна, а сведения о ней также будут содержаться в реестре турагентств.
7. Приходя в офис турагента или туроператора, обращайте внимание на обстановку. По интерьеру можно судить, насколько хороши или плохи дела у компании. Об этом также скажет качество полиграфии рекламных буклетов и стиль общения сотрудников с клиентами и друг с другом. Кроме того, на видном месте у туроператора всегда висит свидетельство о внесении сведений в единый федеральный реестр с указанием реестрового номера. Если же этих документов в общественном доступе нет, компания должна предоставить их клиенту по первому требованию. Если фирма так не поступает, это повод задуматься и поискать другую.
8. Обращайте внимание на цены. Слишком низкая стоимость путевки должна насторожить: не бывает двухнедельных туров в Европу за 20 тысяч рублей на человека. Если компания необоснованно занижает цены, то возможно, она и не собирается отправлять вас на отдых. Или же она применяет демпинг, что негативно влияет и на рынок, и на туриста (возможно, пока вы будете в пути на отдых, туроператор решит остановить свою деятельность). Отследить динамику цен на туры можно с помощью проекта «Турбарометр», в рамках которого еженедельно будут публиковаться данные о средней стоимости туров на массовых направлениях. Длительное и существенное занижение цены по сравнению со средней по рынку – повод задуматься, стоит ли пользоваться услугами этой компании.
При этом, нормальной практикой являются спецпредложения и «горящие путевки»: такие акции всегда краткосрочны и туроператоры информируют своих клиентов о них отдельно.
9. Внимательно читайте договор на оказание туристских услуг. В добросовестных фирмах все, что было обещано на словах, подтверждается документально. Недобросовестные компании ограничиваются туманными формулировками, которые можно трактовать двояко.
10. Осторожнее с розыгрышами и лотереями. Это еще один прием, который часто срабатывает на неопытных путешественниках: всевозможные розыгрыши и беспроигрышные лотереи в торговых центрах и на улицах. Как правило, сотрудники турфирмы сообщают доверчивому покупателю, что он выиграл двухнедельное путешествие на двоих на экзотический остров с проживанием в пятизвездочном отеле. Чтобы отправиться в тур своей мечты надо лишь оплатить стоимость дороги, которая обычно оказывается выше среднерыночной стоимости всего тура, а пятизвездочный отель - хостелом на восьмой береговой линии. Лучший способ не попасть на крючок - сразу отказываться от общения с представителями таких турфирм.
Внимательно изучайте информацию, и тогда ничто не омрачит вашего отпуска.
Обычно туризм подразделяют на два вида:
1. рекреационный туризм — классический вид туризма, включающий в себя:
- «оздоровительный» («пляжный», «отпускной»);
- познавательный (экскурсионный);
- спортивный туризм.
- астрономический туризм;
- бизнес-туризм;
- конгресс-туризм;
- шопинг-туризм;
- экстремальный туризм;
- индустриальный туризм;
- археологический туризм;
- гастрономический туризм;
- военный туризм;
Классификация видов туризма
По видам передвижения выделяются:
- автотуризм;
- мототуризм;
- велосипедный туризм;
- водный туризм;
- парусный туризм;
- конный туризм;
- лыжный туризм;
- пешеходный туризм;
- горный туризм;
- альпинизм;
- спелеотуризм;
- комбинированный туризм.
Экстремальный туризм
Существует много видов экстремального туризма. Некоторые из них:
- горный туризм;
- альпинизм;
- дайвинг;
- индустриальный туризм
- диггерство;
- спелеотуризм;
- водный туризм;
- каякинг;
- рафтинг;
- парусный туризм;
- пешеходный туризм;
- автостоп;
- легкоходство.
По способу передвижения
- пешеходный туризм;
- водный туризм;
- сплав по рекам;
- рафтинг;
- морской каякинг;
- парусный туризм;
- велотуризм;
- автомобильный;
- конный туризм;
- лыжный туризм;
- мотоциклетный туризм;
- пешеходный туризм;
- космический туризм.
По способу экипировки
• легкоходство;
• бэкпэкинг.
По цели
- религиозный;
- паломничество;
- приключенческий;
- спортивный;
- агротуризм;
- экотуризм;
- фототуризм;
- сафари;
- благотворительный;
- медицинский;
- оздоровительный туризм;
- гастрономический туризм;
- познавательный (экскурсионный);
- образовательный туризм;
- ностальгический туризм;
- культурный;
- книжный туризм;
- музыкальный туризм;
По ландшафтному и географическому признаку
• горный туризм;
• спелеотуризм;
• сельский туризм;
• лесной туризм.
По количеству участников
• групповой туризм;
• самостоятельный туризм.
По возрастно-социальному признаку
• детский туризм;
• юношеский туризм;
• взрослый туризм;
• семейный туризм;
• туризм для людей с ограниченными возможностями.
По другим признакам
• виртуальный туризм.
• туризм внутренний — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
• туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
• туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
• туризм международный — туризм выездной или въездной;
• туризм социальный — туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
• туризм самодеятельный — туризм, организуемый туристами самостоятельно;[1]